Во 2-й половине XVIII века на северо-западной окраине Москвы Матвей Казаков построил Петровский путевой дворец. Тогда эти земли принадлежали Петровскому монастырю. Парк вокруг дворца появился позднее — в 1829 году, а до этого дворец окружали пустыри и огороды. Традиция останавливаться во дворце перед торжественным въездом в Первопрестольную настолько укоренилась в царской семье, что продолжилась и после постройки железной дороги.
От Николаевской железной дороги до Брестского (ныне Белорусского) вокзала специально была протянута Царская ветка. С вокзала венценосная фамилия прибывала в путевой дворец, чтобы на следующий день торжественно въехать в город. XX век внёс свои коррективы: Сейчас в Петровском парке строит не только путевой дворец, но и бывшая дача Берии, стадион «Динамо» и целых две станции метро (вторая строится). Давайте прогуляемся по парку и окрестностям в поисках интересных мест и исторических артефактов.
1. Начать экскурсию логичнее всего у станции метро «Динамо». Она расположена на краю Петербургского шоссе, на уровне середины парка. Вестибюли станции проектировал Дмитрий Чечулин. Автор скульптурных барельефов — Елена Янсон-Манизер.
2. Между метро и дворцом лежит наиболее сохранившаяся часть парка: в остальных местах он либо пострадал от застройки, либо перерезан улицами.
3. Петровский путевой дворец — шедевр русской неоготики.
4. В 1812 году во время пожара сюда из Кремля (где располагались пороховые склады) бежал Наполеон.
5. «Вот, окружён своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружён,
Глядел на грозный пламень он.»
А. С. Пушкин, «Евгений Онегин», глава седьмая.
6. С 1920 по 1997 год во дворце располагалась Военно-воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского. Но с перерывом: в годы войны академия была эвакуирована в Свердловск, а во дворце размещались штабы Авиации дальнего действия и 18-й воздушной армии.
7. После реконструкции во дворце расположился Дом приёмов правительства Москвы, элитная гостиница, ресторан, бассейн и сауна.
8. В общем, всё необходимое для солидных господ.
9. Прямо позади дворца находится огромный круговой перекрёсток — площадь космонавта Владимира Комарова, погибшего при испытании первого «Союза»
10. До революции площадь называлась Большим кругом и на ней стоял музыкальный павильон.
11. Слева от площади стоит красно-белая Благовещенская церковь. Она была построена в 1847 году А.Д. Нарышкиной, в чью честь названа аллея позади храма. Строительство было посвящено памяти Анны Булгари — внучки храмоздательницы, умершей в четырнадцатилетнем возрасте.
12. В 2002 году рядом был построен лаконичный в формах храм Священномученика Владимира (Медведюка) и Новомучеников и Исповедников Российских.
13. От храма пройдём дальше по Красноармейской улице.
14. В начале XX века вокруг парка появилось целое кольцо из ресторанов и других увеселительных заведений. Перед нами — здание ресторана «Эльдорадо». Неподалёку лежит Эльдорадовский переулок, названный как раз в честь ресторана.
15. Здание построил гражданский зодчий Н.Д. Поликарпов по заказу купца Скалкина в 1913 году.
16. В августе 1918 года на митинге трудящихся Бутырского района здесь выступал Ленин. А после долгое время тут был офицерский клуб ВВИА.
17. Сейчас реконструированное здание принадлежит компании «Мечел».
18. С модернистским фасадом ресторана резко контрастирует дом напротив.
19. Он построен по проекту архитектора Труфанова в 1931 году всё для той же Военно-воздушной инженерной академии.
20. На соседней Нарышкинской аллее (в честь храмоздательницы) стоит обратить внимание на домик со скромным портиком. Несмотря на свой невзрачный вид, это одна из самых роскошных загородных вилл дореволюционной Москвы — «Чёрный лебедь» Рябушинского.
21. Братья Рябушинские не ограничивались текстильными мануфактурами, оставленными в наследство отцом. Они основали банк, управляли бумажными, стекольными, лесоторговыми и торфодобывающими предприятиями, основали завод АМО (будущий ЗиЛ), издавали газеты и журналы. Виллу «Чёрный лебедь» для Николая Рябушинского построили архитекторы В.М. Маят и В.Д. Адамович.
22. После бегства владельца в 1918 году в вилле разместилась районная ЧК. Чекисты с удивлением обнаружили в доме богатейшую коллекцию икон, подготовленную к вывозу. Сейчас иконы из этой коллекции находятся в Третьяковской галерее.
23. В северо-западном углу парка сходятся пять улиц: Нарышкинская аллея, улица Серёгина, Планетная улица, Петровско-Разумовская аллея и Старый Петровско-Разумовский проезд. В центре круговой развязки установлен памятник гусарам — участникам войны 1812 года.
24. Пройдя дальше по Старому Петровско-Разумовскому проезду, за улицей 8 марта упрёмся в современную застройку. но нас будет интересовать красивая ограда по левой стороне улицы.
25. За забором, как и сто лет назад, располагается московская областная психиатрическая клиника. Где-то среди современных корпусов сохранились деревянные постройки конца XIX века, оставшиеся от частной лечебницы Ф.А. Усольцева.
26. «Сказочная» ограда больницы была выстроена по проекту Ф.О. Шехтеля по рисункам М.А. Врубеля, который в 1904-1905 годах дважды проходил тут курс лечения. Врубель нашёл тут столь тёплый и семейный климат общения, что это сразу положительно сказалось на его здоровье.
27. Часть территории клиники «похищена» бизнес-центром, но ограда сохранилась.
28. Продолжим экскурсию, чуть вернувшись назад и свернув на Петровско-Разумовскую аллею.
29. Тут в глубине квартала можно обнаружить дом для офицерского состава ВВС, построенный в 1939 году и украшенный великолепной колоннадой.
30. Перспективу аллеи замыкает монументальный дом за номером 16. Это один из монументальных домов, появившихся после окончания строительства московских высоток. Такие дома строились в разных районах города, многие в районе Ленинградского проспекта.
31. Этот дом вышел не слишком удачным: сразу после постройки его авторы М.М. Дзисько и Л.А. Мошин были подвергнуты критике за перегруженность их творения украшениями и явную эклектичность. Однако, нельзя не отметить удачное расположение дома на изломе аллеи, благодаря чему монументальный фасад замыкает перспективу улицы при движении в обоих направлениях. А ещё в этом доме жил авиаконструктор Ильюшин.
32. Чуть дальше на территории Института авиационной и космической медицины выделяется явно старинное здание.
33. Это ничто иное как бывшая гостиница «Мавритания», где разворачиваются события романа Льва Толстого «Воскресение».
34. Именно тут готовили собак для космических исследований. Вполне логично, что у стен института в 2008 году появился памятник первой собаке-космонавту — Лайке, ставшей заложницей космических амбиций Хрущёва. Ведь когда её отправили в полёт, системы посадки не существовало, и животное погибло в космосе.
35. Вход в один из новых корпусов института.
36. На другой стороне аллеи можно увидеть торговый центр, выполненный в конструктивистском стиле.
37. А также футбольный манеж «Динамо». О самом легендарном стадионе речь впереди.
38. Дом № 8 украшен мемориальной доской в память о скульпторе Е.Ф. Белашовой, известной по памятнику Н.К. Крупской на Сретенском бульваре в Москве и по памятнику А.С. Пушкину в Пушкинских Горах.
39. В самом начале аллеи стоят строгие жилые корпуса, явно дошедшие до нас из 1920-х годов. Их стены украшены мемориальными досками с именами И.Э. Грабаря, Ю.И. Пименова, С.В. Герасимова.
40. Перед нами квартал, спроектированный для АХР (Ассоциации художников России) архитектором Л.И. Савельевым. Уже в ходе строительства проект признали неудовлетворительным, его корректировал А.В. Щусев. Но и после этого проект оказался осуществлённым лишь частично.
41. Корпуса имели буквенные обозначения. Корпус Ж был построен раньше всех — в 1929-1931 годах. До этого тут располагались сгоревшие корпуса кинофабрики «Межрабпомфильм».
42. Дом описан в рассказе Ю. Трифонова «Посещение Марка Шагала»: «дом был рассчитан на то, что тут поселятся дружные, жизнерадостные творцы пролетарского искусства, не озабоченные ничем, кроме своего дела, своего мчанья вперёд, поэтому как на вокзале: одна уборная и один водопроводный кран на этаж, где жили человек двадцать».
43. Корпуса А и Б начали строить в 1933 и 1934 годах, соответственно. Из проекта исчезла арка, которая должна была перекинуться между домами.
44. Последний из корпусов, под литерой «В», достроили лишь к 1957 году, в совершенно другом стиле.
45. Монументальные фасады дома с огромными окнами мастерских украшались тематическими барельефами.
46. Вход в детский сад был соответственно оформлен.
47. И сейчас у дверей подъездов лежат каменные глыбы — материал для живущих в доме скульпторов.
48. В 2008 году комплекс из четырёх домов был признан объектом культурного наследия регионального значения.
49. За Городком художников по Новой Башиловке проходит трасса Третьего кольца.
50. Тут был обнаружен ржавый и заснеженный 400-й «Москвич», служивший рекламой автомойки.
51. Двигаясь по направлению к метро, осмотрим один из главных стадионов столицы — «Динамо».
52. Стадион построен в 1928 году по проекту А.Я. Лангмана и Л.З. Чериковера и довольно быстро стал культовым местом:
„Но упрямо едет прямо на «Динамо» вся Москва, позабыв о дожде”.
52. Первое время трибуна стадиона была подковообразной и вмещала 20 тысяч зрителей, а футбольное поле окружали вело- и мототрек.
53. В 1936 году восточная трибуна замкнула стадион, а трек ликвидировали, опустив поле на несколько метров вниз. На фото — не огород, устроенный на арене стадиона во время войны, а подготовка поля для соревнований в 1941 году. Во время войны стадион маскировали для вражеской авиации, на поле была высажена еловая роща.
54. В 1980 году стадион принимал матчи Олимпийского футбольного турнира. Сейчас от старого стадиона мало что осталось, я посещал его во время сноса: http://deletant.livejournal.com/29088.ht
55. Прямо у сохранившейся западной трибуны стадиона стоят вестибюли метро «Динамо». Круг сегодняшней экскурсии замкнулся.
От Ильинских ворот до Петровского парка регулярно ходили линейки . В 1899 году открылась первая в городе линия электрического трамвая — от Страстного бульвара до парка.