В этом старинном арбатском переулке можно увидеть необычное соседство — здесь фоном для церкви XVII века служит дом, построенный в XXI веке.
1. Филипповский переулок расположен параллельно Гоголевскому бульвару. Хотя официально Филипповский переулок получил название по церкви, в народном сознании его связывали с именем митрополита Филиппа. С 1959 по 1993 назывался Аксаков переулок по фамилии писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859), который в 1849-1851 годы жил в доме № 9.
2. В XVI веке переулок носил название Иконной улицы, а храм назывался — церковью во имя святого апостола Филиппа. Первое письменное упоминание о деревянном Филипповском храме на Арбате относится к 1631 году. Он был построен рядом с загородным домом митрополита Московского и Всея Руси Филиппа (Ф.С. Колычева), того самого, который выступил против зверств Ивана Грозного и поплатился за свою смелость. Он был задушен опричником Малютой Скуратовым.
3. Ныне существующий каменный храм был построен стольником Иваном Косьминым при царе Алексее Михайловиче и освящён в 1688 году во имя апостола Филиппа. В 1812 году церковь разграбили и осквернили французские войска. В 1813 году храм приписали к церкви Бориса и Глеба у Арбатских ворот.
4. 26 июля 1818 года главный престол переосвятили во имя Воскресения Словущего. Северный придел был переосвящён в честь апостола Филиппа. В 1848-52 возвели новый южный придел Николая Чудотворца и Иерусалимской Божией Матери, восстановили главный иконостас.
5.
6. Ныне от старинного храма остались только небольшой одноглавый двухсветный четверик и скромная шатровая колокольня с одним ярусом слухов.
7.
8. Ограда церковного участка с воротами, фрагментарно сохранившаяся по красной линии Филипповского переулка, выстроена в 1817 году.
9. В 1818 году по указу императора Александра I храм передали для устройства подворья Иерусалимского Патриархата. В дар подворью патриарх иерусалимский прислал частицу древа животворящего креста Господня и десницу великомученика Евстафия Плакиды, хранящиеся и сейчас в храме в Филипповском переулке. В 1853 году храм принял еще один дар из Иерусалима — частицу мощей апостола Иакова, первого иерарха иерусалимского. Представительство Иерусалимского патриархата в 1918 году было закрыто, в 1989 году вновь восстановлено. С этих пор храм Воскресения Словущего вновь стал именоваться храмом Иерусалимского подворья.
10. Особенно большая перестройка была в середине XIX века, когда к небольшому четверику основной церкви пристроили крупную полукруглую в плане апсиду храма и трапезную с двумя пониженными симметричными приделами. В это же время храм покрыли новой полусферической крышей и завершили на северном и южном фасадах треугольными фронтонами; первоначальные детали декора были срублены, а окна расширили.
11. В 1905 году рядом с храмом построили большой дом подворья (архитектор Г.П. Евланов). В годы советской власти храм не закрывался.
12. В 2005 году напротив храма был построен жилой дом «Помпейский» ( архитектор М. Белов) в стиле неоклассицизма. Название «Помпейский» связано с пышным оформлением фасада здания, содержащим отсылку к стилизованным интерьерам XVIII века в духе росписей, которыми были украшены дома в античных Помпеях. Дом № 13, а смотрится как 21-й!
13. Помпейский стиль — очень пестрый, многоцветный, праздничный, с изразцовыми вставками. Он перенасыщен разными элементами. А рядом стоит архитектурный памятник русскоко «узорочья» — церковь Воскресения Словущего.
14.
15.
16. В принципе немного похоже на русский XVII век, только более ярко, вызывающе. Дом с изразцами, с фантастическими капителями на тончайших колонках, с орнаментами, росписями и узорными решётками служит фоном для пестрёнького многоцветья, так милого нашему глазу.
17. Помпейский дом виден и с Гоголевского бульвара, а вот купола церкви почти не просматриваются.
18.
Будьте первым, кто оставит комментарий